История Новости Общие сведения Фотогалерея Отчеты Соревнования Публикации Гостевая книга Ссылки Мы

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЛАГЕРЕЙ "ШКОЛА ПРИКЛЮЧЕНИЙ" В 1999 г.

В 1999 году в соответствии с Концепцией развития системы экспериментальных туристско-краеведческих лагерей "Школа приключений" отделом "Туризм и краеведение" было проведено три смены лагеря:

Смена "Инструктор" - 10-27 июля 1999 г. Место проведения - Южный Урал, Челябинская обл. Кол-во участников - 20 чел. Начальник лагеря - старший инструктор туризма, канд. пед. наук, старший преподаватель МГПИ им.М.Е.Евсевьева Е.Н.Зорькин

Смена "Робинзон" - 15-27 июля 1999 г. Место проведения - Темниковский, Теньгушевский, Зубово-Полянский районы Республики Мордовия. Кол-во участников - 20 чел. Начальник лагеря - инструктор туризма, зав. отделом "Туризм и краеведение" ГДДТ Е.Г.Колмогорцев

Смена "Первооткрыватель" - 2-16 августа 1999 г. Место проведения - Лямбирский, Кочкуровскнй, Большеберезниковский районы Республики Мордовия; Пензенская и Ульяновская обл. (р.Сура). Кол-во участников - 79 чел. Начальник лагеря - инструктор туризма, педагог отдела "Туризм и краеведение" ГДДТ С.В.Малаев

Научно-методическое руководство и психологическое обеспечение программ осуществляли канд.пед.наук, член-корр. МАДЮТК, старший преподаватель МГПИ им.М.Е.Евсевьева Е.Н.Зорькин; инструктор туризма, зав. отделом "Туризм и краеведение" ГДДТ Е.Г.Колмогорцев; инструктор туризма, педагог ГДДТ С.В.Малаев, психолог средней школы №26 г.Саранска Е.Е.Лекарева.

Для тестирования участников лагеря использовались как стандартные психодиагностические методики, так и методики, разработанные специально для данной системы лагерей (автор Е.Н.Зорькин)

Инструкторский состав системы лагерей состоял из педагогов ГДДТ (И.В.Козлов, И.А.Дмитриева, Е.Н.Пьянзина, Т.А.Борщун, О.Ю.Строганова), учителей школ г.Саранска (С.Г.Платонов, Г.Г.Ивойлова, Д.М.Глебочкин, В.А.Бекетова), преподавателей (А.В.Ивойлов), аспирантов (Н.А.Дутова) и студентов МГУ им.Н.П.Огарева (Д.С.Платонов, В.А.Степанов, Д.А.Агеев, Н.Ю.Начаркина) и МГПИ им.М.Е.Евсевьева (А.Г.Белянушкин, А.В.Царяпкин, О.А.Шургина, Н.К.Мансурова,), прошедших специальную подготовку по программе "Инструктор".

Медицинское обеспечение и безопасность организации системы лагерей обеспечивалась представителями МЧС (спасатель 2 класса И.В.Каиров) и ОСВОДа (спасатель 1 категории В.Г.Борисюк) Республики Мордовия, студенткой VI курса медицинского ф-та МГУ им.Н.П.Огарева О.Е.Тюриной. За время проведения лагерей несчастных случаев не произошло, участники не имели серьезных травм и заболеваний, что позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне обеспечения безопасности жизнедеятельности руководством лагерей, несмотря на то, что программы лагерей такого типа отличаются повышенным уровнем риска в связи с проживанием их участников в открытой природной и социальной среде, необходимостью преодоления сложных естественных препятствий при прохождении спортивных туристских маршрутов.

Так как программа всех трех смен лагерей предполагает передвижение групп со значительным удалением друг от друга, то при работе инструкторов и штаба остро чувствовалась необходимость наличия портативных раций для осуществления большинства мероприятий, что позволило бы значительно снизить уровень тревожности и риска, повысить качество страховки участников.

Участники лагерей. В системе лагерей принимали участие учащиеся 7-11-х классов школ г.Саранска - №№1, 2, 5, 6, 7, 9, 11, 17, 20, 27, 29, 34, 36, 38, 39, 40, 41, естественно-математического лицея при МГУ им.Н.П.Огарева, Ялгинской школы-лицея, машиностроительного техникума, профессионально-технического лицея №30, студенты МГУ им.Н.П.Огарева, МГПИ им.М.Е.Евсевьева. Программы лагеря полностью соответствовали возрастным возможностям участников.

Питание. Система лагерей снабжалась продуктами питания через ресторан "Раки" из расчета 15 руб.00 коп. на одного участника в день, что явно недостаточно для обеспечения полноценного питания участников лагерей такого типа в связи со значительными энергозатратами их участников, осуществивших спортивные туристские походы I-II категорий сложности. Вместе с тем, качество и разнообразие продуктов питания в целом отвечало требованиям к организации питания участников туристских походов и экспедиций. В значительной мере недостаток продуктов был покрыт за счет сбора грибов, ягод, личных запасов участников лагерей.

Существенной особенностью являлось то, что приготовление пищи осуществлялось самими участниками, формируя у них такие качества личности, как самостоятельность, трудолюбие, ответственность за свой труд.

Транспорт. Обеспечение транспортом системы лагерей было осуществлено за счет использования двух вариантов:

  • проезд участников за собственный счет по железной дороге (смены "Инструктор", "Робинзон") ;
  • использование автобуса, принадлежащего ГДДТ (смены "Робинзон", "Первооткрыватель").

Особое значение имело наличие автобуса непосредственно в распоряжении начальника смены "Первооткрыватель", что позволило своевременно и без лишних финансовых затрат обеспечивать участников лагеря свежим хлебом, а также осуществить подстраховку на случай непредвиденных ситуаций. Данный вариант использования транспорта является самым оптимальным для организации именно смены "Первооткрыватель" в связи с пребыванием в ней наиболее неподготовленных к подобного рода жизни в экстремальных полевых условиях участников.

Материально-техническое обеспечение. В отличие от прошлого года обеспечение лагерей необходимым снаряжением и оборудованием было осуществлено на более высоком уровне благодаря приобретению в 1998-1999 г.г. 13 палаток, 28 спальных мешков, 28 рюкзаков, 40 пенополиуретановых ковриков, полиэтилена для изготовления одноразовых тентов для палаток. Это позволило полностью обеспечить комфортное и нормальное санитарно-гигиеническое проведение смен "Инструктор" и "Робинзон". Вместе с тем, данного снаряжения было явно недостаточно для организации смены "Первооткрыватель", количественный состав которой превышал материально-технические возможности. Для оптимального обеспечения данным компонентом программ системы лагерей необходимо привести его в полное соответствие с перечнем необходимого снаряжения и оборудования, приводимого в Концепции развития системы туристско-краеведческих лагерей "Школа приключений".

Если для относительно комфортного проживания участников в полевых условиях оборудования и снаряжения было в целом достаточно, то проблема специального туристского снаряжения (альпинистские веревки и карабины, плавсредства - байдарки и катамараны, жумары, страховочные системы, спасательные жилеты и др.) пока еще остается крайне острой. Это, к сожалению, не дает возможности с достаточным запасом прочности (безопасность!) и в полной мере реализовывать спортивные программы системы лагерей - "Скалолаз", "Брод", "Спасатель" и др.

Острой является также проблема обеспечения лагерей портативными рациями, необходимыми для повышения надежности в решении задач безопасного осуществления программ лагерей всех смен.

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЛАГЕРЯ

В соответствии с Концепцией развития системы туристско-краеведческих лагерей "Школа приключений" каждая смена предполагает осуществление ряда программ на основе принципа последовательного усложнения, что и было организовано при проведении лагерей летнего сезона 1999 года.

ПРОГРАММА "УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПОХОД"

При реализации программы "Учебно-тренировочный поход" участники лагерей совершили походы:

Пешеходный поход I категории сложности по маршруту: Саранск - Макаровка - Подлесная Тавла - Нерлей - Пермиси - оз.Инерка - р.Сура - Сабаево - Саранск (смена "Первооткрыватель").

Пешеходный поход I категории сложности по маршруту: Саранск - Темников - оз.Мордовское - оз.Шелубей - д.Верки - р.Вад - р.Виндрей - р.Парца - Тарвас Молот - Ясная Поляна - пос.Зубова Поляна (смена "Робинзон").

Пешеходный поход II категории сложности по маршруту: Саранск - ст.Вязовая - г.Катав-Ивановск - д.Верх.Катав - г.Бол.Шелом - хр.Зигальга - г.Поперечная - пос.Тюлюк - г.Бол.Иремель - г.Мал.Иремель - хр.Нургуш - г.Златоуст - г.Саранск (смена "Инструктор").

Водный поход I категории сложности по маршруту: Саранск - ст.Лунино - р.Сура - ст.Сура - т/б "Сура" - оз.Инерка.

Велосипедный поход I категории сложности по маршруту: Саранск (пос.Ялга) - Луховка - Кочкурово - Нерлей - Пермиси - оз.Инерка - т/б "Сура" - Сабаево - Кочкурово - Семилей - Саранск.

Все участники успешно прошли маршруты, получив навыки преодоления разнообразных естественных препятствий: труднопроходимые лесные массивы, овраги, затрудненное ориентирование на отдельных участках, крутые травянистые и скальные склоны, бурелом, чаща, высокотравье, болото. Участники водного похода овладели техникой сплава на байдарках и катамаранах по равнинным рекам.

Реализация данной программы позволила участникам выполнить нормативы на получение спортивных разрядов и инструкторских званий:

ΙΙΙ разряд по туризму - 60 человек.

Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" - 20 чел.

ПРОГРАММА "РУКОРЕМЕСЛО"

Цель программы: ознакомление с основами изготовления предметов первой необходимости и оборудования из подручных средств. Данная программа в основном проводилась в палаточном базовом лагере на р.Сура (Смена "Первооткрыватель"). Отработаны темы - изготовление столовых принадлежностей (ложка, нож. кружка, миска) из природного материала н подручных средств; изготовление лука и силков, для добывания пищи; изготовление "рюкзака" и временных укрытий из подручных средств. В сменах "Робинзон" и "Инструктор" производилось уточнение отдельных конструктивных деталей программы.

ПРОГРАММА "ДОКТОР АЙБОЛИТ"

Цель программы: ознакомление выработка навыков соблюдения правил гигиены и санитарии, оказание первой медицинской помощи при травмах, заболеваниях, изучение лекарственных трав и способов их применение (народная медицина). Программа реализовывалась во всех трех сменах. Проведена отработка тем - оказание помогли при ушибах, переломах, кровотечениях, солнечных и тепловых ударах, поражении молнией, изготовление и техника использования средств для транспортировки пострадавшего из подручного материала (веревка, одежда, рюкзак, природный материал ~ лыко, кора, ветки н пр.).

ПРОГРАММА "ОРИЕНТИРОВАНИЕ"

Цель программы: изучение, повторение и совершенствование знаний, умений и навыков ориентирования. Данная программа предполагала отработку тем: "Ориентирование в лесу, тайге", "Ориентирование в горах", "Ориентирование на реке", "Ночное ориентирование", "Топографические знаки", "Работа с компасом и картой", "Движение по азимуту", "Аварийное ориентирование".

В рамках программы в сменах "Первооткрыватель" и "Инструктор" осуществлялась деловая игра "Поиск пропавшей группы". Игра показала, что на сложных участках местности (правобережье реки Сура - смена "Первооткрыватель", хр.Зигальга - смена "Инструктор") осуществление подобного поиска вызывает у участников определенные трудности. Районы для проведения игры можно считать оптимальными, так как местность сильно пересеченная, осложнена труднопроходимыми лесными массивами, наличием заболоченных участков.

При проведении учебно-тренировочных походов все участники получили возможность выступать в роли штурманов - вели группу на протяжении одного дня, самостоятельно организуя движение группы по намеченному маршруту, что позволило отработать теоретические знания в реальной действительности.

ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЯ"

Экологическая программа имела два блока:

Блок 1. Экологически чистое прохождение туристских маршрутов, очистка мест стоянок, охрана зеленых насаждений. Данный блок является обязательным для всех трех смен;

Блок 2. Проведение научного исследования по методике "Определение чистоты воздуха по частотности распределения лишайников". Исследование выполнялась участниками смены "Первооткрыватель". Объектами исследования были правый и левый берега р.Сура на участке между с.Первомайское (Ульяновская обл.) и оз.Инерка (Мордовия). Программа познакомила детей с методами поведения экологических исследований, а также позволила выявить, что правый берег реки Сура является экологически более неблагоприятным в плане чистоты окружающей среды.

ПРОГРАММА "КУХНЯ РОБИНЗОНА"

Программа отрабатывалась в смене "Робинзон" и включала такие компоненты, как приготовление пищи из съедобных дикорастущих растений, использование в пищу нетрадиционных продуктов - лягушка, мидии, кузнечик и пр., апробирование технологии добывания пищи и воды в открытой природной среде.

ПРОГРАММА "ДОСУГ"

Программа наиболее полно осуществлена в смене "Первооткрыватель" и включала в свою структуру организацию свободного времени участников лагеря с помощью таких форм, как "Презентация группы", конкурсы, викторины, вечера туристской песни, инсценировка ситуаций из туристской жизни, "Инструктор-шоу" (творческое выступление инструкторов), издание отрядных газет, информирующих о наиболее значимых событиях. Особое значение в реализации программы придавалось подготовительным этапам, в частности, изучению туристских песен.

ПРОГРАММА "ПСИХОТРЕНИНГ"

Программа реализовывалась в двух сменах - "Инструктор" и "Первооткрыватель". В рамках программы использовались психотренинговые упражнения, опубликованные в методическом пособии "Психотренинг в туристском походе" (Е.Н.Зорькин, 1999). В сменах проводились упражнения и игры, предназначенные для развития психических процессов (память, мышление, воображение, ощущения, внимание), расширения поведенческого репертуара, а также тренинги общения.

ПРОГРАММА "ИСПЫТАЙ СЕБЯ"

Программа реализована во все трех сменах и включала:

  • организацию ночлегов в экстремальных условиях - в одиночку, в заболоченном месте, в сложных погодных условиях;
  • ночные переходы в горно-таежной местности;
  • пешеходный переход 75 км. за сутки.

Анализ программы показал полное соответствие уровня сложности возможностям участников лагерей независимо от возраста и полового состава.

ПРОГРАММА "БИВАК"

Программа "Бивак" воплощалась во всех трех сменах и включала в себя такие компоненты, как техника обустройства палаточного лагеря, строительство индивидуальных укрытий и убежищ из подручных материалов, разведение различных видов костров ("Шалаш", "Колодец", "Нодья" и др.), правила техники безопасности при организации бивачных работ. Следует отметить, что в реализации данной программы особое внимание следует уделить программе лагеря "Первооткрыватель", которая закладывает основы грамотной организации жизнедеятельности детей в природных условиях.

ПРОГРАММА "АКВАМИР"

Структура программы "Аквамир" включала в себя проведение подготовки участников лагерей по следующим блокам:

  • организация и проведение водного путешествия на байдарке и катамаране;
  • отработка техники водного туризма (сплав на байдарке);
  • действия на воде в экстремальных ситуациях - действия участников при перевороте байдарки, аварийный сплав с использованием подручного материала (пластиковые бутылки, бревно).

Программа показала, что она представляет большой интерес для участников.

ПРОГРАММА "БРОД"

Целью программы "Брод" было осуществление подготовки участников лагеря к преодолению различных водных преград - болот, рек, озер.

Смена "Инструктор" включала блоки:

  • тактика и техника преодоления горно-таежных рек способами - вброд с самостраховкой альпенштоком, по бревну с наведением перил, навесная переправа, переправа по камням, "таран", "стенка";
  • тактика и техника преодоления заболоченных участков;
  • методика проведения занятий по преодолению водных препятствий.

Смена "Первооткрыватель" включала блоки:

  • тактика и техника преодоления равнинных рек способами - вброд с самостраховкой альпенштоком, "стенка", "таран".

При организации учебно-тренировочных занятий по программе "Брод" особое внимание уделялось страховке участников, выбору безопасных участков для организации переправ. Все занятия проводились только в реальных условиях.

ПРОГРАММА "РУССКИЙ СТИЛЬ"

Программа "Русский стиль" введена в структуру системы лагерей "Школа приключений" только в 1999 г. в смене "Первооткрыватель". Целью программы является восстановление российских традиций, ознакомление детей с основами самозащиты, пропаганда отечественной техники единоборства. Проведение пробных занятий показало заинтересованность детей в данной программе независимо от возрастных и половых различий. Полагаем, что при подготовке инструкторского состава необходимо обратить внимание на данный аспект.

ПРОГРАММА "ДИАГНОСТИКА"

В соответствии с программой проводилась вводная и итоговая психолого-педагогическая диагностика участников всех трех смен лагерей "Школа приключений" на выявление проблем адаптации участников к необычным условиям, уровня развития детей, эмоционального отношения к окружающей среде, коллективу (группе), инструкторскому составу; определение степени эффективности реализации программ лагеря. Для реализации программы использовались методики:

  • "Рисунок человека из геометрических фигур";
  • "Отношение";
  • "Анализ занятия";
  • "Предпочитаемая позиция в деловом общении";
  • "Палатка";
  • "Цветопись";
  • "Памятные события".

Использование вводной психолого-педагогической диагностики позволило инструкторскому составу выявить индивидуальные особенности участников лагеря, определить способы и приемы взаимодействия с ними, выявить лидеров в группах, что дало возможность более эффективно организовать работу с детьми.

Итоговая диагностика выявила у детей высокий уровень удовлетворенности участием в сменах лагеря, положительные сдвиги в ценностных ориентациях, рост групповой сплоченности, взаимопонимания во всех педагогических системах ("участник - инструктор", "инструктор - инструктор", "участник - участник"). Анализ теста "Памятные события" показал, что наиболее значимыми для участников лагерей явились программы "Скалолаз", "Аквамир", "Испытай себя", "Брод". Это подтверждает рабочую гипотезу, что участие в программах лагеря "Школа приключений" дает возможность детям данного возраста возможность удовлетворения потребности в риске. Положительным моментом является то, что создание ситуаций повышенного риска в программах лагерей всегда обеспечивалась высоким уровнем страховки со стороны инструкторского состава, штаба.

Заключение:

  1. По итогам работы трех смен лагеря "Школа приключений" опубликовано 2 статьи в газете "Диагональ" (июль/август 1999 г.), подготовлена и проведена информационная программа о смене "Первооткрыватель" (август 1999 г.), телевизионная программа в передаче "Качели", посвященная работе лагеря (24 сентября 1999 г., автор В.Н.Ларин).
  2. 60 участников за время нахождения в сменах лагеря выполнили норматив на получение III взрослого спортивного разряда по туризму;
  3. Организация лагеря в целом соответствовала заявленным программам, что подтверждается результатами итоговой диагностики, а также пожеланиями детей организовать подобный лагерь в следующем году. Это свидетельствует о полном соответствии программы интересам н потребностям детей, ее высоком психолого-педагогическом, воспитательном н оздоровительном потенциале.
  4. Четкость работы системы лагерей во многом определилась качественным подбором инструкторского состава, основу которого составили квалифицированные руководители и участники туристских походов н экспедиций. Особое значение в подготовке педагогических кадров (инструкторов) имела программа "Инструктор", позволившая создать максимально сплоченный коллектив единомышленников для обеспечения работы самой многочисленной и трудоемкой смены "Первооткрыватель", в которой работа осуществлялась с новичками, мало знакомыми с особенностями жизнедеятельности в экстремальных условиях естественной природы.
  5. Продолжительность смен в лагерях всех трех смен следует считать оптимальной. Также оптимальным следует признать и выбор районов проведения учебно-тренировочных походов, полностью отвечающих требованиям безопасности, уровню сложности препятствий, уровню готовности участников.
  6. Для обеспечения безопасности участников во время проведения программ системы лагерей необходимы портативные рации.
  7. Участие представителей МЧС РМ в реализации программ лагеря показало, что данное сотрудничество следует считать обязательным в силу высокого уровня экстремальности программ.
  8. С целью повышения уровня квалификации инструкторского состава следует организовать работу программы "Инструктор" как минимум на протяжении трех лет с проведением учебно-тренировочных походов до IV категории сложности в различных географических районах России. Это позволит инструкторам обрести большую уверенность в своих силах, развить навыки организации жизни группы людей в экстремальных условиях. Особое значение в этом отношении имеет повышение квалификации инструкторского состава в таких программах, как "Брод", "Экстремальная ситуация", "Испытай себя", "Скалолаз", "Ориентирование", "Психотренинг", "Диагностика". Исключить допуск к работе в качестве инструкторов лиц, не прошедших специальную подготовку.
  9. Необходимо совершенствовать механизм финансирования системы лагерей "Школа приключений", особенно в таких позициях, как финансирование расходов на питание участников и инструкторского состава, оплата работы инструкторского состава, оплата транспортных расходов участников при выезде в горные районы; приобретение учебно-методических материалов (пособия, карты, схемы, видеоматериалы и пр.).
  10. Необходимо обеспечить преподавательский и инструкторский состав учебно-методической литературой по организации учебных занятий.
  11. Считаем целесообразным организацию подготовки инструкторов для системы туристско-краеведческих лагерей "Школа приключений" через спецкурсы, факультеты дополнительных профессий, спортивные клубы высших учебных заведений Республики Мордовия (для студентов) и через Мордовский РИПКРО (для учителей и работников учреждений дополнительного образования).
  12. Полагаем, что в силу значительного положительного психотерапевтического воздействия системы лагерей "Школа приключений" в число их участников можно включать детей из учреждений социальной защиты (приюты, интернаты и пр.), детей с отклонениями в развитии. Вариантом может быть проведение специализированных смен для данных категорий детей и подростков.
Hosted by uCoz